Вы здесь

Кризис трех лет


Кризис трех лет

Неожиданно наступил момент, когда ваш малыш из послушного и покладистого превратился в кого-то «нехочуху», который хочет делать все по- своему и самостоятельно. Порой, начинает делать специально наперекор, и как бы протестуя против взрослых.

Скорее всего, вашему малышу от 2,5 до 3,5 лет и он вступил в один из трудных периодов своей жизни - в возрастной кризис трех лет.
Границы у этого, как и у любого другого возрастного кризиса размыты и индивидуальны для каждого ребенка. Поэтому не стоит переживать, что у вашей крохи проявления кризиса раньше сверстников или позже.

Итак, кризис трех лет чаще всего характеризуется так называемым семизвездием, то есть имеет семь различных характеристик. Они могут проявляться у ребенка одновременно, а могут одна сменять другую. Степень проявления кризиса зависит в основном от родителей и готовности их поменять свою позицию, понять и помочь малышу повзрослеть.
Самое время разобраться в тонкостях каждой характеристике.

1. Негативизм

Отказ от выполнения деятельности, действия или задания предложенного взрослым. Главное сделать наоборот то, что сказали. Интересно то, что негативизм избирателен. Ребенок может игнорировать требования конкретного взрослого, а на остальных это не будет распространяться. Так же занятно, что все проявления кризиса трех лет направлены исключительно на взрослых и никогда не касаются сверстников.
Примером негативизма может служить следующая ситуация. Малыш шел в кухню обедать и уже сел за стол, тут мама (любой другой взрослый) говорит, что сейчас будем кушать. Ребенок может сразу встать из-за стола: «Не хочу!» Малыш будет внутренне переживать, но не может справиться со своими проявлениями негативизма. Поэтому, если ребенок через какое-то время вернется кушать, лучше не обострять ситуации словами и укорами « Ты же не хочешь». Разумнее всего выбор предоставить ему.
В проявлении негативизма есть огромный психологический смысл. Ребенок учиться действовать не только импульсивно – по эмоционально окрашенному желанию, а исходя из более сложных, хотя и негативных мотивов.

2. Упрямство

В этом случае ребенок требует и настаивает на выполнении того, что он сказал. То есть, чтобы взрослые считались с его мнением. Ребенок, упрямясь, будет настаивать на том, о чем он заявил взрослому, даже если он этого уже не хочет, а может и не хотел.
Например, ребенок сказал, что будет плавать на речке долго, и как бы его не звали, даже если у него нет сил, он будет плавать, возможно, всхлипывая и плача не от того, что его зовут и мешают наслаждаться плаванием, а потому что он так сказал сам.
Эти две характеристики чаще всего и выводят родителей из себя и являются очень сложными, так они отражают внутренние перестройки ребенка и требуют с взрослыми нового вида отношений. Принятие самостоятельности малыша и учет его мнения.

3. Строптивость

Проявление против всего сложившегося в детстве, против всей системы отношений (он же теперь большой). Малыш становиться похож на занудного старичка. Он недоволен всем, стремиться отстаивать свои желания.

4. Своеволие

Преувеличенное стремление ребенка к самостоятельности. Он не может сделать чего-то, но будет в истерике кричать «Я сам» и стремиться выполнять то, что задумал.

5. Протест - бунт против взрослых

Проявляется не у всех дошкольников. Но если проявляется, то отношения с взрослыми можно охарактеризовать как состояние войны. Регулярные конфликты со всеми взрослыми.

6. Деспотизм

Ребенок начинает диктовать свои правила всем членам семьи. Можно ли маме пойти в магазин, в чем он будет ходить. И не принимает ни уговоров, ни требований, ни наказаний. Кстати, наказания вызывают еще большую деспотическую ожесточенность.

7. Обесценивание

Эта характеристика является проявлением всех кризисов. Ребенок начинает ругаться, возможно, и нецензурно, обесценивая правила принятые в семье, может сломать или выбросить любимые вещи и игрушки они ему кажутся смешными и детскими. Кстати, то же самое, происходит и в подростковом кризисе.
Эти бурные реакции являются проявлениями отделения ребенка от взрослого, теперь больше не существует «Мы», есть только «Я».

Острота реакции может быть снижена взрослыми:

1. Предоставление самостоятельности

Разрешите ребенку поставить тарелки и салфетки при подготовке ужина. Пусть сам расставляет игрушки на своей полке.

2. Принятие мнения ребенка во внимание

Например, пусть малыш выбирает, какие носочки он наденет красные или зеленые, что он будет на второе картошку или макароны.

3. Опосредованное обсуждение домашних конфликтных ситуаций

То есть не «почему ты не стал кушать…., это плохо…», а «по телевизору рассказывали, как ребенок не кушал и …, как ты думаешь, он может заболеть или…»

4. Не провоцировать конфликты

У взрослых уже сформирована личность и управление эмоциями и желаниями, поведением, а трехлетки только начинает формироваться. Безусловно, вместо конфликта лучше помочь ребенку пережить это возрастной период и приобрести новые конструктивные формы отношений с окружающими взрослыми.

Старайтесь сдерживаться, ведь родители главный образец для подражание, и если вы сами решаете проблемы конфликтным способом, то можете быть уверены, этот способ будет освоен ребенком на отлично.

Кризис трех лет сложен, но проходит через определенное время. А вот способы преодоления вами возрастного кризиса вашего ребенка, помогут более благополучно пережить в будущем подростковый кризис вашего повзрослевшего малыша.